Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.
"Круг за кругом"
Сначала играйте в эту игру только с ребенком, а потом включите в нее куклу (мишку). Поставьте малыша лицом к себе и возьмите его за руки. Медленно двигайтесь по кругу, приговаривая:
Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем - СТОП!
При слове "СТОП" надо замереть так, чтобы не дрогнул ни один мускул. Малыши обожают эту игру и будут играть в нее снова и снова. В следующий раз кружитесь в противоположном направлении и чуть быстрее. Повторяйте игру, пока не сможете двигаться достаточно быстро. Теперь дайте ребенку куклу (мягкую зверушку). Посмотрите, сможет ли он играть с игрушкой без вас, самостоятельно. Можете еще раз продемонстрировать ему эту игру.
Кинолента
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст :5-6 лет.
Кол-во : группа (6-7 чел.)
Дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить свое слово и т.д. Когда дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способностей передавать свои чувства и переживания невербального (мимикой, пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
Ау! (О. Хухлаева, О. Хухлаев )
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст:3-4 года.
Кол-во играющих:5-6.
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей к друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Змейка
Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.
Возраст: любой, но одинаковый
Кол-во: 10 и более
Выбирают водящего, он становиться во главе «змейки», которую образуют игроки становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить расцепить руки играющих. Такие дети из игры выбывают.
Комментарий: взрослый занимает или позицию наблюдателя, или позицию судьи. Оказываясь в ситуаций, в которой необходимо держаться за руки, дети приобретают опыт проживания различных ситуации, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.
Гонка мячей
Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6-16.
Необходимые приспособления: два мяча разных цветов.
Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.
Игру можно немного усложнить, если предложить такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.
Комментарий: в этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.
Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» —все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: трое и более.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Давайте познакомимся! (Р. Калинина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Как пройти? (Р. Калинина)
Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то можно предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д.
Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.
Обзывалки (Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: не менее двух.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: не менее 4-х.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Царевна-Несмеяна»).
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: два или больше.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина)
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: любой.
Количество играющих: двое или больше.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Сиамские близнецы (К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Картонные башни (К. Фопель)
Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: любое, не менее 6 человек.
Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.
Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.
Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.
С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.
Небоскреб (К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5—6.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
Головомяч (К. Фопель)
Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.
Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!
Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?
Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.
Дотронься...
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6—8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных: этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Осьминог (Н. Кряжева)
Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 8—10.
Необходимые приспособления: теннисные мячики.
Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.
Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Войди в круг — выйди из круга
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: не больше 10.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Зоопарк
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаш(и).
Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.
В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе.
После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.
Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Трио (К. Фопель)
Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.
Возраст: 8—9 лет.
Количество играющих: кратное трем.
Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви.
Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.
Комментарий: несмотря на то что автором игра предназначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6—7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: от 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между, ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
УЧИМ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть
получаемой информации
Через стекло
Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой - на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
Магазин игрушек
Дети делятся на две группы — «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
Пойми меня
Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.
Вечер загадок
Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «Большой, круглый, полосатый». (Арбуз).
Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает». (Пылесос) После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашено коромысло через реку повисло». (Радуга) Непонятные слова надо обязательно объяснять.
Задуманное действие
Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т.п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.
Что на что похоже
Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.
Я бросаю тебе мяч
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и тд.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
Задом наперед
Воспитатель подбирает пары картинок гнездо с яйцом — птица; мальчик в постели - он же идет с портфелем; гриб маленький - гриб большой; бабушка вяжет носки - носки связаны; мальчик грязный - мальчик моется в душе; чистый лист бумаги - на листе рисунок; игрушки разбросаны по комнате - в комнате порядок; у девочки воздушный шар — девочка без шара. Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает первую историю: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и научился летать». Детям предлагают рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко».
Хорошо - плохо
Дети делятся на две команды. Задача первой - объяснять, почему весна или любое время года или какое – либо действие – это хорошо; задача второй – противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо.
Затем команды меняются ролями.
Почему? А потому!
Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». И т.п. За самый доказательный и правдоподобный ответ ребенок получает фишку.
Бывает – не бывает
Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает?) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев?) Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолете»?)
«Я не...» - «Зато я не...»
Водящий утверждает что-либо с его точки зрения неправдоподобное: «Дети учат взрослых»; «Отменили "тихий час"». И т.п. Дети должны придумать такие условия, при которых это утверждение становится возможным; становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не...». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не...». Например, «Я не забываю чистить зубы по утрам». - «Но зато я не мою руки перед едой».
Развиваем способность аргументировать свою точку зрения
Что было бы, если бы...
К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы...»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль...»; «Если бы я был цветком, то радовал бы...»; «Если бы я был воспитателем, то...».
Договор по правилам
Педагог предлагает детям выбрать себе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.
Доказательство
Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т. д.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребенок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.
УЧИМ КОНСТРУИРОВАТЬ «ТЕКСТ ДЛЯ ДРУГОГО»
Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично
Художник слова
Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?». И т. д.
Магазин
Один ребенок - «продавец», остальные дети - «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Опиши друга
Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.
Библиотека
Дети выбирают двух—трех библиотекарей и делятся на две-три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребенок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает ее. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идет речь, и выдать ее ребенку.
Знакомство
Выбирается ребенок, который берет одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает ее. Затем картинку убирают, и ребенок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом...».
Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому
Снежная королева
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке.
Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.
После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Угадай, кто это
Один ребенок - рассказчик; остальные сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагает под песню, исполняемую детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.
Построим город
Один ребенок — «архитектор». Его задача - рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребенка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.
Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми
Телевизор
Выбирают одного ребенка («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помещение. Воспитатель дает ведущему задание - показать по телевизору (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Музыка на TV» и т.п.). Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны; телезрители по описанию угадывают, что это за передача, и договариваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в групповую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.
Телеграф
Четыре ребенка - «связисты»; остальные - наблюдатели; воспитатель - отправитель телеграммы; один ребенок - ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй - третьему; третий - четвертому; четвертый — получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13-00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
Диалоги
1-й вариант. Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года» («Лучший день», «День рождения» др.) и запомнить, о чем рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись парами, рассказывают друг другу, что услышали от предыдущих собеседников.
2-й вариант. «Переговоры». Дети делятся на две команды. Тему для разговора выбирают сами. Условие: не перебивать друг друга. В течение 5-7 минут команды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают педагогу или ребенку-наблюдателю.
Путешествие Буратино
Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он - заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.
Угадай и нарисуй
Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нем лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадки нарисовать.
Примечание. Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему.
Загадки можно брать из кн.: Илларионова ЮГ. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
Комментариев нет:
Отправить комментарий