Развивающие игры социо-игровой направленности


Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие вни­мания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой. 
Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в ку­лачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увели­чивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, 

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдул­ся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возра­ста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

"Круг за кругом"

Сначала играйте в эту игру только с ребенком, а потом включите в нее куклу (мишку). Поставьте малыша лицом к себе и возьмите его за руки. Медленно двигайтесь по кругу, приговаривая:


Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем, мы идем,
Круг за кругом мы идем - СТОП!

При слове "СТОП" надо замереть так, чтобы не дрогнул ни один мускул. Малыши обожают эту игру и будут играть в нее снова и снова. В следующий раз кружитесь в противоположном направлении и чуть быстрее. Повторяйте игру, пока не сможете двигаться достаточно быстро. Теперь дайте ребенку куклу (мягкую зверушку). Посмотрите, сможет ли он играть с игрушкой без вас, самостоятельно. Можете еще раз продемонстрировать ему эту игру.


Кинолента 

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст :5-6 лет.
Кол-во : группа (6-7 чел.)

Дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить свое слово и т.д. Когда дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способностей передавать свои чувства и переживания невербального (мимикой, пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.


Ау! (О. Хухлаева, О. Хухлаев )

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст:3-4 года.
Кол-во играющих:5-6.

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей к друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Змейка 

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.
Возраст: любой, но одинаковый
Кол-во: 10 и более

Выбирают водящего, он становиться во главе «змейки», которую образуют игроки становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить расцепить руки играющих. Такие дети из игры выбывают.

Комментарий: взрослый занимает или позицию наблюдателя, или позицию судьи. Оказываясь в ситуаций, в которой необходимо держаться за руки, дети приобретают опыт проживания различных ситуации, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

Гонка мячей

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цве­тов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начина­ют бросать мячик членам своей команды, а игроки пере­дают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Игру можно немного усложнить, если предложить та­кие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает ко­манда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваива­ют навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выпол­няют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» —все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми спра­вились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в со­ответствии с правилами. Она будет полезна как конф­ликтным детям, так и замкнутым.

Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активно­го словаря, умения вступать в диалог.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревож­ность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: трое и более.
Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди ста­новятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто за­трудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необхо­димо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давайте познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол­жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с деть­ми, которые только что пришли в группу, а также вов­лечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего иг­рока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, кото­рому будет кидать мяч.

Как пройти? (Р. Калинина)

Цель: расширение знаний детей об окружающем, раз­витие коммуникативных навыков детей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то можно предложить детям самим проводить больного к кабине­ту медсестры и т. д.

Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми стар­шего дошкольного возраста таким образом можно изу­чать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре мож­но уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.


Обзывалки (Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: не менее двух.
Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редис­ка», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя оби­жаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хо­рошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго заду­мываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: не менее 4-х.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отвора­чивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водя­щий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого ока­залась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытяги­вает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водя­щим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сна­чала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмо­ции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Ца­ревна-Несмеяна»).

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: два или больше.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает пред­положение и завязывается беседа. В конце можно спро­сить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оце­нок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и за­стенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступ­ления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться зада­вать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получе­ние опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.
Возраст: любой.
Количество играющих: двое или больше.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрос­лый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать зада­ние передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжи­мать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Сиамские близнецы (К. Фопель) 

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических на­выков.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кис­ти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут догово­риться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, од­ному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ог­раничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости до­говора в паре для достижения лучшего результата. Пос­ле игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфорт­но, что им мешало, а что помогало.

Картонные башни (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, уме­ния согласовывать свои действия.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 че­ловек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое вре­мя игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирова­ния, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не спра­вятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Небоскреб (К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в ко­манде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5—6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 де­ревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, стро­ительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает мес­то стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устой­чивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию меж­ду башней и командной работой, поясняя детям, что друж­ба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Головомяч (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара­ми, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: како­во самое большое число детей, при котором можно под­нять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольни­ков, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исход­ное положение, из которого начинается игра, можно ме­нять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6—8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр скла­дывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не на­шел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных: этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом про­ведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и по­добных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Осьминог (Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 8—10.
Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «ось­миног», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыб­ки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собира­ют «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икри­нок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыб­ку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой концен­трации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэто­му часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (стан­цуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакал­ке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать поз­же (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характероло­гических особенностей детей-дошкольников. Им не свой­ственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения по­нять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Войди в круг — выйди из круга

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведе­ния в одиночестве, совершенствование навыков межлич­ностной коммуникации.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: не больше 10.

Описание игры: дети выбирают водящего и становят­ся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пы­тается пробраться в круг — уговаривает, толкается, ста­рается разорвать цепь. Если водящему удается пробить­ся в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не про­являли агрессию, помогает водящему, если ему прихо­дится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесцен­ный опыт общения с разными людьми, когда нужно в од­ной ситуации проявить уступчивость, попытаться угово­рить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Зоопарк

Цель: развитие коммуникативных способностей, уме­ние распознавать язык мимики и жестов, снятие теле­сных зажимов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их по­вадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хва­лят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животно­го, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаш(и).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добавля­ет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ре­бенку, который должен найти изменения. Затем взрос­лый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняют­ся ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколь­ко детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может про­ходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рису­нок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоле­ние тактильных барьеров.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четы­рем.

Необходимые приспособления: газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складыва­ют пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда рас­стояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важ­но для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут дей­ствовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Трио (К. Фопель)

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.
Возраст: 8—9 лет.
Количество играющих: кратное трем.
Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви.

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнима­ют друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — пра­вую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компа­нию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то что автором игра пред­назначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6—7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками пе­ред началом игры необходимо провести тренировку, сна­чала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: от 4-х лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвра­щает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между, ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий мо­жет показывать любые движения, играющие должны по­вторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. По­бедивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По ус­ловию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и вы­бывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернул­ся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны дого­вориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поме­няться местами и дойти до конца.



УЧИМ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ 
Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть 
получаемой информации 

Через стекло 

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жеста­ми, представив, что один из них нахо­дится в поезде, а другой - на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Воз­можные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напи­ши мне письмо» и др. После игры жела­тельно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им бы­ло это сделать.

Магазин игрушек 

Дети делятся на две группы — «покупа­тели» и «игрушки». Последние загадыва­ют, какой игрушкой каждый из них бу­дет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каж­дая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен дога­даться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Пойми меня 

Одному ребенку на ухо сообщают за­дание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поста­вить два стула рядом и др.

Вечер загадок 

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, на­пример: «Большой, круглый, полоса­тый». (Арбуз).
Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает». (Пылесос) После этого можно предло­жить «образные» загадки типа «Краше­но коромысло через реку повисло». (Ра­дуга) Непонятные слова надо обяза­тельно объяснять.

Задуманное действие 

Один из играющих (водящий) выхо­дит из комнаты. Остальные договарива­ются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, погля­деться в зеркало и т.п.). Водящему пред­лагают подсказку, например: «Это ты де­лаешь каждое утро». Он пытается уга­дать и изобразить задуманное действие.

Что на что похоже 

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сход­ными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выхо­дит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-ли­бо. Затем он возвращается и по описа­ниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

Я бросаю тебе мяч 

Дети становятся в круг и перебрасыва­ют друг другу мяч, называя по имени то­го, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и тд.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отве­чает примерно так «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с ко­тенком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».

Задом наперед 

Воспитатель подбирает пары карти­нок гнездо с яйцом — птица; мальчик в постели - он же идет с портфелем; гриб маленький - гриб большой; бабушка вя­жет носки - носки связаны; мальчик гряз­ный - мальчик моется в душе; чистый лист бумаги - на листе рисунок; игрушки разбросаны по комнате - в комнате по­рядок; у девочки воздушный шар — девоч­ка без шара. Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает пер­вую историю: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вы­рос и научился летать». Детям предлагают рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко».

Хорошо - плохо 

Дети делятся на две команды. Задача первой - объяснять, почему весна или любое время года или какое – либо действие – это хорошо; задача второй – противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо.
Затем команды меняются ролями.

Почему? А потому! 

Сначала взрослый, затем сами дети задают «ка­верзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?». И т.п. За самый доказательный и правдоподобный ответ ребенок получает фишку.

Бывает – не бывает 

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает?) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев?) Первый доказывает, что может, но при оп­ределенных условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолете»?)

«Я не...» - «Зато я не...» 

Водящий утверждает что-либо с его точки зрения неправдоподобное: «Дети учат взрослых»; «Отменили "тихий час"». И т.п. Дети должны придумать та­кие условия, при которых это утвержде­ние становится возможным; становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не...». Отвечающий, ловя мяч, должен от­ветить: «Но зато я не...». Например, «Я не забываю чистить зубы по утрам». - «Но зато я не мою руки перед едой».

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения 

Что было бы, если бы... 

К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что мо­жет превратить их в того, в кого они по­желают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы...»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль...»; «Если бы я был цветком, то радовал бы...»; «Если бы я был воспитателем, то...».

Договор по правилам 

Педагог предлагает детям выбрать се­бе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

Доказательство 

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометриче­ские фигуры и т. д.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребенок дол­жен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

УЧИМ КОНСТРУИРОВАТЬ «ТЕКСТ ДЛЯ ДРУГОГО» 
Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично 

Художник слова 

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его сло­весный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно пред­ложить детям упражнение на ассоциа­тивное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?». И т. д.

Магазин 

Один ребенок - «продавец», осталь­ные дети - «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные пред­меты. Покупатель не показывает пред­мет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сде­лать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Опиши друга 

Упражнение выполняется в парах. Де­ти стоят спиной друг к другу и по очере­ди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание срав­нивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.

Библиотека 

Дети выбирают двух—трех библиоте­карей и делятся на две-три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребенок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает ее. Библиотекарь по описа­нию должен догадаться, о какой книге идет речь, и выдать ее ребенку.

Знакомство 

Выбирается ребенок, который берет одну предметную картинку и, не пока­зывая другим, несколько секунд рассма­тривает ее. Затем картинку убирают, и ребенок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом...».


Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому 

Снежная королева 

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, че­рез которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке.
Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец опи­сания двух-трех детей.

После иг­ры дети го­ворят, какие трудности они испыта­ли в роли рассматри­вающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно раз­глядывать каждого участника игры.

Угадай, кто это 

Один ребенок - рассказчик; осталь­ные сидят на стульях по кругу. Рассказ­чик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склон­ность к тем или иным занятиям и т.д. Де­ти угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и он вместе с рассказ­чиком, взяв его за руки, шагает под пес­ню, исполняемую детьми:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!

Рассказчик и «отгадка» занимают мес­та на стульях; угадавший становится рассказчиком.

Построим город 

Один ребенок — «архитектор». Его задача - рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каж­дого ребенка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен де­лать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми 

Телевизор 

Выбирают одного ребенка («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помеще­ние. Воспитатель дает ведущему задание - показать по телевизору (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Музыка на TV» и т.п.). Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые бу­дут показаны; телезрители по описанию угадывают, что это за передача, и догова­риваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в группо­вую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Телеграф 

Четыре ребенка - «связисты»; осталь­ные - наблюдатели; воспитатель - отпра­витель телеграммы; один ребенок - ее получатель. Связисты и получатель теле­граммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитыва­ет ему текст телеграммы один раз. Пер­вый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие во­просы. Затем он приглашает второго свя­зиста и передает ему услышанный текст; второй - третьему; третий - четвертому; четвертый — получателю. Получатель пе­ресказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13-00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цве­ты. До встречи. Твой друг.

Диалоги 

1-й вариант. Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года» («Лучший день», «День рождения» др.) и запомнить, о чем рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. За­тем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись па­рами, рассказывают друг другу, что ус­лышали от предыдущих собеседников.

2-й вариант. «Переговоры». Дети де­лятся на две команды. Тему для разгово­ра выбирают сами. Условие: не переби­вать друг друга. В течение 5-7 минут ко­манды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают пе­дагогу или ребенку-наблюдателю.

Путешествие Буратино 

Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он - заядлый путешест­венник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отга­дать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; ут­ром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рука­ва, намыливают руки, вытираются; рас­стегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстила­ют постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоп­тывают, кружатся, кланяются; марширу­ют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, ког­да дети приходят, здороваются, раздева­ются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, проща­ются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.

Угадай и нарисуй 

Приходит Карлсон (кукла) с чудес­ным мешочком. В нем лежат разные ин­тересные предметы, про которые он бу­дет загадывать загадки. Дети должны от­гадать их и отгадки нарисовать.

Примечание. Можно предлагать де­тям сразу от одной до пяти загадок на одну тему.

Загадки можно брать из кн.: Илларионова ЮГ. Учите детей отгады­вать загадки. М., 1985.

Комментариев нет:

Отправить комментарий